Содержание
Игры с моделью Play-to-Earn (играй, чтобы зарабатывать) стали одним из трендов блокчейна в 2021 году. Их пользователи получают награду в виде NFT и криптовалюты за действия на платформе. Игроки считают, что эти игры децентрализованы, потому что связаны с блокчейном, но на самом деле почти вся информация хранится на обычных серверах.
Из-за централизации и вмешательства разработчиков в игры с NFT пользователи сталкиваются с рядом проблем. К ним относятся отсутствие прав на аккаунты и их блокировка, а также отключение серверов. Рассказываем в материале, почему возникают такие трудности и предлагаем решение от Foil Network по борьбе с ботами.
Особенности игр с элементами блокчейна
Блокчейн-игры воспринимаются пользователями как децентрализованные платформы. Но чаще всего разработчики используют блокчейн только для проведения транзакций с NFT и обычными токенами. А все игровые данные хранятся централизованно на отдельных серверах.
В теории, в блокчейн-играх все процессы должны быть децентрализованы и располагаться в блокчейне. Например, там должны храниться данные о всех взаимодействиях пользователей, профили игроков, текстуры, 3D-модели персонажей и предметов. Тогда разработчики смогут управлять играми только с помощью смарт-контрактов, что сделает все процессы прозрачными.
В большинстве современных блокчейнов такой способ хранения данных будет слишком дорогим или технически невозможным. Например, комиссия в сети сети Ethereum для загрузки файла весом несколько килобайт составит несколько тысяч долларов. А за мегабайт придется заплатить почти $1 млн.
Из-за хранения всей внутриигровой информации на серверах пользователи сталкиваются с проблемами, типичными для централизованных игр. Хранение данных в блокчейне могло бы решить некоторые проблемы благодаря прозрачности смарт-контрактов. Ниже рассказываем о них подробнее.
Отсутствие прав на свои внутриигровые аккаунты. Большинство пользователей при создании профиля считают, что могут распоряжаться им, как захочется. Но все аккаунты являются не собственностью игроков, а лишь идентификатором, с помощью которого человек получает доступ к серверу. А все права на владение профилями принадлежат разработчикам.
Это не означает, что разработчики могут завладеть вашими NFT, ведь они располагаются на блокчейне. Но администрация может в любой момент заблокировать пользователю доступ к аккаунту, с которого выводятся активы — например, за нарушение условий использования игры. Тогда NFT уже нельзя будет вывести с учетной записи игрока. Сервер будет блокировать проведение любых транзакций между аккаунтом и криптовалютным кошельком, даже если он не был привязан к игровому профилю.
Отключение серверов игры. Иногда разработчики могут временно отключить свои сервера из-за технических неисправностей или для проведения работ по устранению ошибок. В течение этого времени пользователи не могут получить доступ к своим аккаунтам. А если игрок захочет в этот момент вывести NFT на криптовалютный кошелек, то сервер не сможет подтвердить эту транзакцию. Происходит так из-за отключения работы интерфейса, который должен взаимодействовать со смарт-контрактом игры, к которому привязаны активы.
Отсутствие прозрачности игровой механики. Пользователи не видят реальных действий разработчиков и могут только догадываться о том, как настроен баланс игры. Так администрация может скрывать реальную вероятность выпадения внутриигровых предметов. Например, пользователи верят в завышенные шансы, которые написали им разработчики и охотнее рискуют для открытия кейсов с NFT. Игроки не могут проверить эту вероятность, поэтому верят словам администрации и тратят больше денег.
Боты «атакуют» NFT-игры
Разработчики NFT-проектов также сталкиваются с проблемами централизации. Например, многие NFT-игры заполнены ботами. Они мешают игрокам зарабатывать токены и негативно влияют на их курс.
Создатели ботов получают постоянную повышенную прибыль. Например, одна такая программа может зарегистрировать 1-2 тыс. игровых профилей. Все они будут считаются мультиаккаунтами, потому что принадлежат одному человеку, а это запрещено в большинстве игр. Но не все разработчики могут отследить и заблокировать такие программы на своих платформах.
Ботам не нужно делать перерывы на сон и еду, отвлекаться на работу и личную жизнь. Из-за этого мультиаккаунты будут постоянно добывать NFT и приносить прибыль своему создателю. А количество токенов, которые получают реальные пользователи, снизится. Так получается из-за того, что смарт-контракт игры создает фиксированное количество NFT и распределяет их между всеми аккаунтами. Из-за ботов количество аккаунтов увеличивается, а токенов — нет.
Новые пользователи приходят в игру, видят низкую скорость заработка токенов в сети и быстро уходят с проекта. А боты будут стабильно приносить прибыль, даже если каждый аккаунт будет добывать минимум NFT.
Одной из игр, пострадавших от ботов, стала Alien Worlds. Ее разработчики стали искать способы, которые должны помешать работе ботов:
- Авторы временно приостановили выпадение NFT, пока не придумают, как препятствовать ботам. Эти действия вызвали недовольства обычных игроков, ведь они покупали специальные улучшения для получения токенов. И теперь эти покупки стали бесполезны.
- Ввели капчи на добычу токенов. Это несложные тесты во всплывающем окне, которые помогают отсеивать ботов от реальных пользователей. Игроки были недовольны тем, что ее приходилось проходить при каждом поиске NFT. При этом боты «научились» обходить капчу. А обычным игрокам пришлось регулярно вводить ее. Судя по сообщениям на форуме, кому-то пришлось вводить капчу всего пару раз в день, а кому-то — каждые 6 минут.
- Банили все подозрительные профили до разбирательств. К ним отнесли аккаунты, которые слишком много часов в сутки находились в игре по мнению разработчиков — около 12-ти часов. При этом в правилах на сайте нет пункта с ограничениями по времени.
Если игрок получил бан, то Alien Worlds об этом никак не уведомляет. Догадаться о блокировке можно только по всплывающему окну с ошибкой или минимальному количеству полученных токенов. Под бан попадали не только боты, но и большое количество реальных игроков.
Из-за большого количества жалоб администрация открыла отдельную форму для разбирательств с поддержкой. Пользователям приходилось длительное время по переписке доказывать, что они не использовали сторонние программы. Ответа разработчиков многим приходилось ждать сутками, а кто-то его не получил вообще — это означало, что блокировка обжалованию не подлежит.
Все действия разработчиков Alien Worlds приводили только к временному снижению количества ботов в игре. При этом, новые ограничения вызвали еще больше дискомфорта у обычных игроков и только увеличили их недовольство.
Блокчейн WAX тоже столкнулся с проблемами из-за того, что его именно использует игра Alien Worlds. Большое количество ботов перегружает сеть, а также негативно влияет на курс криптовалюты. Поэтому разработчики WAX также приняли меры по борьбе с мультиаккаунтами. Для этого они ввели комиссию за регистрацию новых пользователей в размере 5 WAXP, это примерно 130 рублей.
После обновления сети боты перестали работать и регистрировать мультиаккаунты. До массовых блокировок аккаунтов Alien Worlds пользователи получали небольшое количество токенов за одно действие — в среднем 0.03-007 TLM. А после обновления их добыча выросла до 1.1-0.5 TLM за раз.
Хоть разработчики и ввели обязательную комиссию за регистрацию, это вовсе не означает, что проблема ботов решена. Если прибыль от мультиаккаунтов будет превышать затраты, то скоро появятся новые программы с ботами.
Рекомендуем материал
В нем вы узнаете, как устроен мир карточной игры Alien Worlds. В материале расскажем об игровом процессе и способах заработка начинающему игроку.
Верификация для борьбы с ботами
Одним из решений для борьбы с мультиаккаунтами может стать верификация пользователей. Каждому игроку необходимо будет подтвердить свою личность с использованием документов, согласно политике KYC и AML.
Например, на платформе Foil Network можно создавать смарт-контракты для блокчейн-игр. А для их использования необходимо пройти обязательную on-chain верификацию. Она никак не принуждает игроков отказаться от анонимности в сети и прекратить пользоваться никнеймами. Все личные данные будут доступны только независимому центру верификации.
Одному пользователю почти невозможно подтвердить личности 1-2 тыс. аккаунтов для запуска ботов. Для этого бы понадобилось добыть и использовать личные данные тысяч реальных людей, что является нарушением законодательства.
Рекомендуем материал
Для тех, кто хочет подробнее узнать про верификацию личности. В материале расскажем, что такое AML и KYC, а также покажем разницу между ними.
Заключение
Большинство NFT-игр используют блокчейн только для совершения транзакций с токенами и хранения информации о них. А все остальные процессы находятся на серверах, которые принадлежат разработчикам. Из-за этого пользователи сталкиваются со следующими проблемами:
- Отсутствие прав на свои внутриигровые аккаунты,
- Отключение серверов проекта,
- Отсутствие прозрачности игровой механики.
Разработчики проектов тоже сталкиваются с проблемами, одной из которых являются боты. Сеть автоматически распределяет NFT между всеми игроками, но мультиаккаунты добывают большую часть токенов. Решением такой проблемы может стать введение верификации для игроков. Например, Foil Network предлагает проходить on-chain верификацию в играх и подтверждать свою личность.
Редактор:
Дмитрий Егоров
Обложка и иллюстрации:
Юлия Чистякова