Содержание
Фантасты предсказывали мир, в котором люди живут в виртуальной реальности — в метавселенной. Сейчас, за счет развития и объединения технологий блокчейна, гейминга, VR и цифровой экономики, метавселенные постепенно становятся реальностью. Мы решили поговорить с одним из первых российских исследователей метавселенных — Иваном Подмаско, в интернете известным под никнеймом Synoptic.
Отвечал на вопросы:
Иван Подмаско — исследователь метавселенных. Построил обсерваторию в Decentraland и галерею в Cryptovoxels. Создает и продает цифровой арт.
Проводил интервью:
Алексей Помыканов — основатель Maff, Metaverse-агентства и онлайн-издания про прорывные технологии.
Видео-интервью для тех, кому нравится смотреть
— Твой никнейм в интернете «Синоптик». Почему?
— Это греческое слово, которое состоит из 2-х греческих слов «сино» и «оптикус», переводится как видящий все. Почему так? Потому что тема криптовалют настолько обширная, она объемлет в себе какое-то безумное количество разных аспектов и экономических, и юридических, и социальных. И для того, чтобы сформировать какое-то экспертное видение в этой области, нужно в буквальном смысле знать практически все.
— Насколько я знаю, у тебя разные направления деятельности, но исторически ты занимаешься юридическим блоком. Как ты перешел от юридических вопросов к криптовалюте?
— В базе я юрист-корпоративщик. Опыт работы у меня более 15-ти лет и все это время я работаю с юридическими лицами. То есть я работаю с такими абстрактными конструкциями, которые содержат в себе различные бизнес-процессы. И в криптовалюту я попал скорее через тему децентрализованных автономных организаций — я зацепился за DAO в 2016 году. Для того чтобы понять, как построить условный DAO, я начал изучать протоколы Биткоина, Эфириума. В прямом смысле, как работает программирование, на курсы стал ходить. В процессе я погрузился в тему токенов. К тому времени уже существовал стандарт ERC-721, то есть NFT-токены — уникальные токены. У меня была задача понять, как сделать его самостоятельно. В процессе изучения я вышел на тему криптоарта и, со временем, отсюда вытек мой интерес к метавселенным.
— Какое определение ты бы дал слову «метавселенная», если бы тебя об этом спросил ребенок?
— Если бы я объяснял это ребенку, которому сейчас около 10-ти лет, я бы объяснил, что это игра Minecraft на блокчейн. Игра, в которой ты можешь владеть участком земли и делать на нем все, что хочешь. Именно владеть. Сама по себе концепция блокчейна и владения участком земли через владение токеном не является прямым признаком метавселенной.
Термин «метавселенная» впервые появился в книге Нила Стивенсона «Лавина». В книге описывается виртуальный мир, в который люди попадают через очки виртуальной реальности. Там происходят социальные взаимодействия разного характера. То есть метавселенная — это огромное пространство социального взаимодействия в виртуальной реальности без игрового сценария. У нас уже есть многопользовательские игры, но там везде есть определенный игровой сценарий. Ты попадаешь туда, чтобы что-то выполнить.
— То есть обычные игры работают как такой запрограммированный мир?
— Да, это сценарий. А метавселенная — это ровно такой же мир, только без сценария. Ты туда попадаешь, чтобы общаться с другими людьми, а не играть. И такой социальный мир наполняется, в том числе, и экономическими взаимодействиями. Например, в виртуальной вселенной ты можешь открыть магазин одежды. Не только реальной, но и виртуальной. Потому что ты попадаешь туда в виде аватара, а его нужно как-то приодеть. А блокчейн создает возможность владеть этой одеждой или конкретным участком земли с возможностью на нем строить то, что ты хочешь.
— Чем владение и покупка земли в метавселенных отличается от многопользовательских игр?
— Давай разведем 2 понятия: пользование и владение. Когда мы говорим про многопользовательскую игру, мы понимаем, что эта игра принадлежит какому-то юридическому лицу: разработчику игры. Все, что есть внутри этой игры, создано разработчиками и находится на их серверах.
Программный код, виртуальное пространство, игровой движок — это все принадлежит им. Поэтому, когда ты туда попадаешь, ты пользуешься тем, что тебе дают — например, аватаром, когда выбираешь себе игрового персонажа. Соответственно, попадая внутрь, ты попадаешь в жесткие рамки игровой действительности. Ничем из того, что ты видишь, ты не владеешь в прямом смысле — оно тебе не принадлежит.
А в блокчейн историях ты не просто пользуешься пространством, а какой-то частью этого пространства ты владеешь. Это твое, ты можешь это продать, сдать в аренду, дать права на постройку на этой земле кому-то, можешь построить сам то, что ты хочешь. Да, теми инструментами, которые создал разработчик этой вселенной — так называемыми билдерами. Но владеть пространством ты можешь полностью на свое усмотрение.
— Метавселенная включает в себя один социальный мир или несколько таких миров?
— Изначально метавселенная как технологический концепт подразумевает единое пространство, в котором соединены разные миры, созданные разными разработчиками. Метавселенная должна быть одна. То есть, попадая в виртуальное пространство, ты можешь перемещаться из одного мира в другой. Условно говоря, из Decentraland в Cryptovoxels, а из Cryptovoxels в Somnium Space.
Пока что сложилось частое использование этого термина по отношению к каждому отдельному миру. То есть сейчас не одна, а много разрозненных метавселенных. Но уже есть несколько проектов, несколько команд, которые занимаются функциональной совместимостью этих миров.
— Расскажи тогда про те проекты, в которых ты что-то покупал и что-то создаешь?
— Первое, что я должен сделать как юрист, это не является инвестиционным советом, ни в коем случае. Я просто расскажу, что мне нравится и что меня в этих метавселенных привлекает. Например, Cryptovoxels привлекает меня из-за специфической стилистики. Воксели — это кубики, что-то наподобие пикселей. Поэтому там все кубическое. Очень похоже на Minecraft. Графика немного отличается, но базовый движок именно такой.
Для покупки земли в Cryptovoxels нужен только браузер и MetaMask. После покупки у тебя появляется билдер, который позволяет тебе просто и быстро строить, создавать какие-либо пространства. Ты можешь пригласить туда друзей, просто отправив ссылку.
Например, у меня есть NFT-картины, и я уже сейчас могу их размещать в этом пространстве, создавать дизайн интерьера и экстерьера. И Cryptovoxels позволяют тебе прямо через браузер, вбив адрес, попасть в мою галерею. Там есть и VR-функционал, но пока он довольно ограничен.
— То есть ты буквально покупаешь землю, строишь на ней буквально галерею и вешаешь туда картины?
— Совершенно верно. Я уже сделал свою галерею и это просто очень интересно. Мне нравится создавать красивые пространства. Там очень много людей. Практически все население Cryptovoxels — это художники и архитекторы. Прямо на сайте есть отдельный раздел по статистике участка, там видно сколько приходило людей.
— Это все в личном кабинете?
— Условно говоря, в личном кабинете. Там довольно большой функционал. Ты туда можешь и видео помещать и любые ссылки вообще на все, что угодно. То есть ты в прямом смысле слова можешь сделать себе сайт в виде 3D помещения и наполнить его чем хочешь. Более того, уже сейчас ты можешь делать воксельные модельки в отдельном билдере, который называется MagicaVoxel и сделать там, например, стакан. Но он будет такой кубический, смешной, рубленый топором. Ты можешь его сделать и поместить себе в пространство.
— Это все работает в браузере?
— Да, и не только Cryptovoxels. Например, Decentraland тоже работает через браузер, все примерно также. В нем чуть сложнее происходит регистрация, хотя разработчики работают над улучшением интерфейса. Например, год назад я создал в Decentraland пространство — пятиэтажное здание. Его я полностью создавал в SDK.
— Ты упоминал про билдеры и SDK. Это что-то вроде конструктора, где тебе не обязательно знать язык программирования и ты можешь просто там какие-то конструкции делать?
— Для билдеров никаких специальных навыков не нужно. Сейчас они есть во всех проектах. Помимо билдеров ты можешь использовать так называемые SDK. Они применяются, например, в Decentraland. SDK — это среда разработки, для нее нужно уметь писать код. В билдере Cryptovoxels есть окно для скриптов, то есть там есть элемент программирования. Ты можешь запрограммировать части своего пространства, чтобы они определенным образом двигались и совершали автоматизированные действия. Но в целом, знание программирования уже не обязательно ни для одного из проектов.
— Насколько сильно экономические взаимодействия интегрированы в метавселенные?
— Все эти миры стремятся к тому, чтобы интегрировать внутрь максимальную экономическую составляющую. Более того, уже сейчас есть проекты, которые создают пространство для продажи типовых домов. Например, в Decentraland ты можешь создать некий типовой архитектурный объект, токенизировать его и выставить на продажу в количестве, к примеру, 100 штук. И кто-то через маркетплейс при Decentraland может купить этот дом и сразу поместить его в свое пространство. Затем в этот дом можно интегрировать свои NFT-объекты.
— Какой самый дешевый участок цифровой земли? За сколько можно купить?
— Для того, чтобы сразу погрузиться, подойдут Cryptovoxels, Decentraland или Somnium Space. Для покупки цифровой земли в одной из них где-то эфирку придется найти, лучше полторы. То есть, если на доллары переложить, понадобится от 300$.
— Какие есть еще примеры объектов и какого рода они бывают?
— Там есть конференц-центры. Еще буквально вчера я был на футболе. То есть пространство — это футбольное поле, на котором стоят гуманоидные капсулы, роботы. Кликнув по одному из них, можно попасть внутрь. И когда по турнирной таблице набирается команда, они начинают играть друг с другом, пинать мяч.
Есть аркадные игры, есть квесты. Из экономических пока это, очевидно, казино. Также создаются магазины продаж разных NFT-картин и объектов одежды. Продажа зданий уже плюс-минус начинает работать.
Из элементов монетизации есть рекламные стенды. Можно поставить себе баннеры, а на них какую-то рекламу. Еще мне кажется очевидной историей создание шоурумов одежды из реального мира. Можно надеть очки виртуальной реальности и попасть в виртуальный магазин. Если ты заранее снял с себя 3D-скан и твои размеры полностью известны, то можно померять виртуальную одежду, подойти к зеркалу, посмотреть на себя и потом купить.
— С точки зрения бизнеса, понятно в чем преимущества, а с точки зрения пользователя, который не играет в игры? Зачем туда приходишь ты? По твоим наблюдениям: зачем туда приходят люди?
— Я попал сюда как исследователь. Моя задача была максимально везде залезть — посмотреть, что происходит. Что касается остальных, то у меня пока нет ответа на этот вопрос. Можно даже сказать, что для меня это пока загадка.
Более того, метавселенные — это часть того, что называется блокчейн-гейминг. То есть пока это все-таки игровая история. Но у нее есть задел, что она может выйти в условное реальное пространство и захватить часть экономических взаимодействий, интегрировать их внутрь игровой динамики. В блокчейн-гейминге сейчас обсуждается тема того, что именно здесь начнется массовое принятие криптовалют. Потому что здесь нет необходимости каким-то образом интегрироваться с реальной действительностью. Полностью цифровые игровые объекты продаются за игровые валюты и используются в игровом пространстве. Это абсолютно замкнутый цикл взаимодействия. Там нет реальной действительности, она просто не нужна. Именно там появляется функциональная совместимость создаваемых объектов, на основе которых уже развивается своя экономика. И, скорее всего, именно здесь начнется массовое применение, потому что нет проблем связанных с обменом криптовалют. Там есть спекуляция, но она все равно относительная и работает на дольщиков. Скорее всего, это именно та точка, через которую начнется всплеск применения крипты. По крайней мере, мне так кажется.