Содержание
Новые технологии всегда вызывают путаницу в названиях. В 90-е интернетом называли модемы, сайты и кабели, а компьютером — мониторы и клавиатуры с мышью. Теперь тоже самое происходит с метавселенной. В этом материале разберемся, что это такое и развеем самые популярные заблуждения о ней. Статья подготовлена при поддержке metaverse-агентства Maff.
Что такое метавселенная
Впервые этот термин появился в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». Так назывался виртуальный мир, в котором люди проводили большую часть своего времени. В 2021 году о метавселенной говорят уже как о ближайшем будущем. Например, Марк Цукерберг в интервью The Verge сказал, что через 5-7 лет его компания будет ассоциироваться именно с этой технологией.
Цукерберг ссылается на концепцию метавселенной, которую описал в своем блоге венчурный капиталист Мэттью Болл. Это управляющий партнер фонда EpyllionCo, венчурный партнер игрового фонда Makers Fund, бывший директор по глобальной стратегии Amazon.
Болл сравнивает метавселенную с интернетом. Всемирная сеть — это комплекс из протоколов, технологий, оптоволоконных кабелей, устройств для доступа, контента и пользовательских взаимодействий. А крупные интернет-компании, вроде Google или Amazon — его составляющие. Метавселенная, по мнению Болла, также будет комплексом из множества технологий. А компании, которые сейчас над ней работают, будут важными ее составляющими.
При этом Мэттью Болл не дает своего определения метавселенной, но перечисляет ее характеристики. Вот некоторые из них:
- постоянство — метавселенная не перезагружается, а существует параллельно реальному миру. Ее нельзя поставить на паузу;
- функционирующая экономика — обычные люди и компании смогут создавать, владеть, инвестировать, торговать и работать в метавселенной;
- охват — метавселенная будет затрагивать как цифровой, так и физический мир. В ней будут как открытые, так и частные сети;
- совместимость — данные, виртуальные предметы и контент будут совместимы со всеми частями метавселенной;
- наполнение — метавселенная будет состоять из контента, который создают как обычные пользователи, так и крупные компании.
Не все компании создают контент для метавселенных самостоятельно. Большинство пользуется услугами агентств, таких как Maff. Они выполняют всю цепочку работ по интеграции бизнеса в метавселенную — например, создают брендированный контент, строят виртуальные объекты, организовывают и проводят мероприятия для пользователей.
С чем путают метавселенные
По мнению Болла, метавселенной еще не существует — создается только инфраструктура для нее. Поэтому этот термин иногда путают с уже существующими технологиями и направлениями. Ниже мы перечислим некоторые из них.
Виртуальные миры и пространства. Они уже существуют в играх. Некоторые населены персонажами под управлением искусственного интеллекта, а другие — аватарами реальных людей. Но метавселенной они не являются, потому что у них ограниченное количество целей, связанных с игровым процессом.
Виртуальные пространства существуют в проектах вроде Horizon или Second Life. Они созданы для общения, работы и других социальных взаимодействий. В них работает синхронное обновление контента, а реальные люди присутствуют в пространствах в виде аватаров. Но этих характеристик недостаточно, чтобы считать их метавселенной.
Рекомендуем материал
В виртуальные пространства инвестирует и российский миллиардер Михаил Прохоров. Рассказываем про Sensorium Galaxy, технологический центр Sensorium Lab и концертную площадку Sensorium Hall в Москве.
Цифровая или виртуальная экономика. В онлайн-играх вроде World of Warcraft люди торгуют виртуальными предметами и выполняют задания, а для расчетов друг с другом используют реальные деньги. Такая экономика существует уже около 20-ти лет и за это время стала нормой.
Другой пример — блокчейны, в которых люди предоставляют вычислительные мощности в обмен на финансовое вознаграждение. А в DeFi-экосистеме уже есть свой центробанк, кредитные и страховые компании, валюты и биржи. Но ни блокчейн, ни DeFi не являются метавселенной. Поэтому неправильно сводить этот термин только к экономике.
Игра. Некоторые видеоигры похожи на метавселенную. Например, в Fortnite есть возможность проводить время только за социальными активностями и зарабатывать на создании контента. Но большая часть пользователей все равно занята только игровым процессом.
Техническая архитектура видеоигр также не подходит для метавселенной. Ни в одной игре нет возможности поместить всех пользователей в одно пространство. Даже в проектах с многомиллионной аудиторией игроки разделены на множество одинаковых миров. Каждый из них — это отдельный сервер, который вмещает ограниченное количество человек. В результате, игрок взаимодействует только с малой частью пользователей. В метавселенной такого ограничения не будет.
Рекомендуем материал
Создатели Fortnite из студии Epic Games привлекли $1 млрд инвестиций на создание своей метавселенной. Рассказываем, как они планируют потратить эти деньги.
Технологии VR и AR. Возможность исследовать мир при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности уже существует. Их используют в играх, пространствах для общения, обучении и других сферах. Но это только инструмент для взаимодействия. Называть технологии VR и AR метавселенной — тоже самое, что и называть модем или смартфон интернетом.
Новая платформа для пользовательского контента. В метавселенной можно будет создавать не только контент, но и полноценные бизнесы. В них будет своя экономика, базы данных и управленческая структура. Это будет похоже на интернет. в котором существуют как сайты с контентом, так и компании с сервисами.
Виртуальный тематический парк наподобие Диснейленда. В метавселенной будет потенциально бесконечное количество таких парков — их будут создавать как крупные компании, так и отдельные пользователи. Но это только один из ее элементов.
Новый AppStore. Метавселенная — это не просто новый интерфейс для открытия приложений. Она будет отличаться от маркетплейсов не возможностью использования VR, а своей структурой и задачами.
Рекомендуем материал
Выделили другие свойства метавселенной, отличные от мнения Мэттью Болла. По каждому из свойств разобрали историю появления, техническую реализацию и сделали прогнозы на будущее.
Заключение
Концепция метавселенной активно обсуждается, но не все понимают под ней одно и тоже. Мэттью Болл считает, что это будет новая технологическая сущность, похожая на интернет. В метавселенной также будут свои протоколы, технологии, устройства для доступа, контент и виды пользовательских взаимодействий.
Болл выделил критерии, которым должна соответствовать метавселенная:
- постоянство,
- функционирующая экономика,
- охват,
- совместимость,
- разнообразие.
Также Болл выделил технологии, с которыми путают метавселенные. Каждая из них будет только важной ее частью, но не ей самой.
- виртуальные миры и пространства,
- технологии VR/AR,
- цифровая или виртуальная экономика,
- игра,
- виртуальный тематический парк,
- новый AppStore,
- новая платформа для пользовательского контента.
Редактор:
Андрей Лапушкин
Обложка и иллюстрации:
Екатерина Ярмаркина