Какие технологии из «Первому игроку приготовиться» уже доступны Skip to content

«Первому игроку приготовиться». Будущее или настоящее

Первому игроку приготовиться

Действие фильма происходит в 2045 году. Мир погружен в хаос, а люди ищут спасение в ОАЗИСе — огромном и ярком мире виртуальной реальности. Для попадания в VR они используют очки, надевают тактильные костюмы и сенсоры для передачи эмоций, выполняют маневры на всенаправленных беговых дорожках. Все эти технологии кажутся фантастическими и возможными только в далеком будущем, однако это не так. В статье мы покажем, какие технологии используются в фильме и какие VR системы есть на рынке уже сегодня. Кроме того, сравним как работают VR технологии в реальном мире и в кино.

Текст со спойлерами

Рекомендуем посмотреть фильм «Первому игроку приготовиться», если вы еще этого не сделали.

Очки виртуальной реальности

В фильме: главный герой Уэйд и другие игроки используют беспроводные очки. Им не требуется дополнительные устройства — компьютер или смартфон. Достаточно надеть очки на себя, и игрок уже бежит по ОАЗИСу в поисках ключей. В фильме очки виртуальной реальности работают с помощью лазеров, способных с минимальной задержкой передавать изображение на сетчатку глаза пользователя. Очки помогают игрокам вырваться из серого реального мира и за секунду погрузиться в красочную и интересную вселенную VR. В фильме ОАЗИС — это единственное место, куда можно попасть с помощью очков.

Очки виртуальной реальности в фильме «Первому игроку приготовиться»
В фильме VR очки могут посылать изображение на сетчатку глаза Уэйда

В жизни: самыми похожими являются очки от компании Facebook, которые вышли в 2020 году. Очки Oculus Quest 2 работают как полностью автономный шлем. Им не требуется компьютер и розетка: достаточно надеть их на голову, взять в руки два контроллера и начать играть. В шлем встроены камеры, которые отслеживают положение контроллеров в пространстве и положение игрока в комнате. Благодаря им человек может не только смотреть вокруг себя и садиться, но и ходить — при этом его виртуальная версия в игре пойдет в ту же сторону. Такие очки помогают пользователям наслаждаться любимыми играми — их более двухсот — и при этом не пользоваться дополнительно компьютером или смартфоном.

Предыдущая версия шлема — Oculus Quest — вышла в 2019 году. Это первая автономная VR гарнитура бренда, которой для работы не нужен компьютер, телефон или игровая приставка. Шлем с шестью степенями свободы отслеживал движения головы и тела, а затем в точности воспроизводил их в VR с помощью системы Oculus Insight. То есть вы можете ходить куда угодно, садиться, прыгать, вертеть головой — все эти движения гарнитура перенесет в VR. Купить такой шлем с официального сайта уже не получится.

Шлем Окулус Квест 2
Oculus Quest — VR очки и два контроллера Oculus Touch. На фото наш дизайнер Ольга Дмитриева впервые попробовала заглянуть в виртуальный мир

В современных очках установлен обычный дисплей, который пока не способен пересылать изображение на сетчатку глаза. В феврале 2018 года компания Intel пыталась разработать такое устройство. Их умные очки Vaunt должны были транслировать контент прямо на глаза игроков. Однако до выпуска так и не дошло — в апреле компания закрыла подразделение, которое отвечало за очки. В конце 2020 года патент на разработку такого устройства получила компания Apple. Создатели планируют избавиться от главной проблемы современных VR очков — эффекта укачивания и адаптации к изображениям на небольшом расстоянии от человека. Возможно, в скором времени мы увидим результат. 

VR очки применяются в самых разнообразных областях.  Например, они помогают людям справляться с фобиями на сеансах психотерапии, отправляться в виртуальные туры по Мачу Пикчу и Антарктике, а также показывают потенциальным покупателям недвижимость и другие товары.

Борьба с фобиями
Очки виртуальной реальности помогают людям бороться с фобиями. Источник: www.as.com

Сенсор для передачи чувств и эмоций

В фильме: в одной из первых сцен Уэйн надевает на шею сенсор. Благодаря устройству мимика его аватара — Парсифаля — подсказывает Артемиде, что их связывает не только погоня за пасхалками, но еще и взаимные чувства. В фильме игроки используют такой сенсор для передачи эмоций и чувств в виртуальный мир.

Аватар может показывать эмоции игрока
Мимика Парсифаля передает эмоции Уэйда

В другой сцене Уэйду приходится включить специальную программу подавления эмоций. Он хочет убедиться, что его аватар остается крутым и не показывает, что в реальном мире у него случилась паническая атака. Эта программа помогает ему не показать свои истинные чувства, когда Сорренто предлагает ему 25 миллионов долларов за помощь противникам.

Эмоции Уэйда в реальной жизни
В реальном мире Уэйду страшно, он напуган
Эмоции Уэйда в виртуальном мире
Программа подавления эмоций позволяет его аватару не показывать то, что Уэйд чувствует на самом деле

В жизни: такой технологии пока нет. Для изменения выражения лица пользователи нажимают кнопки на контроллерах, однако это выглядит не слишком естественно. Самое похожее, что есть на рынке — айтрекер от шведской компании Tobii. Он дополняет традиционные органы управления — мышь, клавиатуру, сенсорную панель или геймпад. Устройство позволяет отслеживать взгляд игроков для его точной передачи в виртуальный мир.

Сегодня айтрекер используется в UX дизайне, рекламе и социальной сфере. Он помогает определить удобство сайта для пользователя, применяется в исследовании товарных выкладок и витрин, а также помогает людям с ограниченными возможностями писать сообщения с помощью глаз.

Тактильный костюм виртуальной реальности

В фильме: герои получают удары в виртуальной реальности и ощущают их в реальной жизни благодаря костюму. Он позволяет чувствовать, когда объект или другой человек касается его аватара в виртуальной реальности. Так, во время танцевального баттла в клубе Артемида кладет Парсифалю руки на грудь. А Уэйд чувствует ее прикосновения в реальном мире благодаря своему тактильному костюму.

Уэйд чувствует прикосновения в реальном мире
Артемида касается Парсифаля в VR мире, и благодаря костюму он чувствует это и в реальном

В жизни: ближе всего к реализации такого костюма подошла компания Teslasuit, которая никак не связана с производителем электромобилей. Их костюм оснащен системой захвата движений, климат-контролем, биометрическими датчиками — он позволяет прикасаться к виртуальным объектам, определять их температуру. Например, при входе в горящий дом игрок может почувствовать жар и даже вспотеть.

Костюм Тесла сьют
Тактильный костюм компании Teslasuit. Источник: www.tech.onliner.by

При этом игрок может выбрать подходящий ему уровень стимуляции. Если он пока не готов к интенсивным ощущением, то ставит самый минимальный уровень. А если предпочитает хардкор, то может погрузиться в игру на максимум, но при этом во время падения с высоты или попадании десяти пуль в грудь испытать неприятные ощущения.

Teslasuit заверяет, что игрок получит весь спектр ощущений — будь то мягкое прикосновение теплого дождя, сильный удар или даже ледяной холод. Купить костюм Teslasuit в магазине пока нельзя, но можно оформить предзаказ на сайте за $12 999.

Более доступным для игроков является жилет Hardlight Suit, который предназначен для верхней части тела. На поверхности жилета закреплены датчики и вибромоторы, которые отвечают за разные группы мышц. Костюм позволяет ощутить прикосновение или попадание в живот, грудь, руки, спину и плечи. Жилет не дает почувствовать боль — только вибрацию в том месте, куда человека ударили в виртуальном мире. Сегодня Hardlight Suit и Teslasuit применяются только для получения дополнительных ощущений от погружения в VR игру.

Хардлайт костюм
Жилет Hardlight suit позволяет ощутить попадание стрелы и удары противника. Источник: www.kickstarter.com

Беговая дорожка для виртуальной реальности

В фильме: в одной из первых сцен Уэйд перемещается по ОАЗИСу с помощью беговой дорожки. Его враги — шестерки — также используют специальные устройства для передвижения в виртуальном мире. А для управления транспортным средством в VR они могут даже на них садиться. Такая дорожка помогает героям совершать маневры, бегать и прыгать — делать все, чтобы добраться до пасхального яйца.

Шестерки пытаются помешать Парсифалю
Шестерки хотят помешать Уэйду добраться до пасхального яйца и тоже пользуются беговыми дорожками

В жизни: существуют аналогичные устройства. Чаще всего они используются в специализированных игровых клубах, так как занимают много места и дорого стоят. Самой популярной из них является всенаправленная беговая дорожка для VR Omni от Virtuix. Она оборудована ремнями безопасности, которые не дают игрокам соскользнуть или упасть во время выполнения маневров в игре. Игроки надевают на свою обувь дополнительную подошву, которая помогает держаться на неподвижной и слегка наклонной дорожке.

Игровая дорожка Омни
Беговые дорожки Omni чаще всего используются в игровых VR клубах. Источник: www.virtuix.com

В 2020 году Virtuix представила новую модель дорожки — Omni One. Она более компактна по размеру и весу — это позволяет использовать ее даже в домашних условиях. Всенаправленная беговая дорожка для виртуальной реальности Omni позволяют прыгать, становиться на колени и передвигаться на корточках в любом направлении. Игроки видят пространство на 360 градусов и полностью погружаются в игровой процесс.

Омни Ван
Omni One удобно использовать даже дома — она меньше по размеру. Источник: www.virtuix.com

Какие технологии использовали при съемке

Фильм идет 2 часа 20 минут, полтора часа из которых — это трехмерное анимационное кино. За визуальные эффекты отвечала студия ILM — известная по фильмам Стражи галактики 2, Доктор Стрэндж, Черепашки Ниндзя —  и Digital Domain — Аквамен, Дэдпул, Мстители, Человек-паук. Digital Domain отвечала за получение видеоматериалов с помощью технологии захвата движения и закрепляемых на голове камер. Такие съемки велись в почти пустых павильонах — «объемах», где были белые фоны, разлинованный пол и самый основной реквизит. Все остальное дорисовывала ILM. Они обработали анимированные эпизоды, в том числе внешний вид, стиль движения, костюмы и прически персонажей.

Кадр со съемок фильма «Первому игроку приготовиться»
Стивен Спилберг, Тай Шеридан, Оливия Кук и Лина Уэйте на съемках фильма. Источник: www.fxguide.com

В фильме присутствует и материальный мир с настоящими декорациями и костюмами. Он открывается сценой в Штабелях — покосившемся трейлерном парке. В нем фургоны установлены друг на друга, как в «Тетрисе». Часть из них была выстроена на открытой площадке британской студии «Ливсден». А на общих планах — когда требовалось показать город сверху целиком — в ход уже шла компьютерная графика.

Cъемки на площадке «Ливсден»
Реальные съемки на площадке «Ливсден»
Компьютерная графика в фильме
Компьютерная графика в фильме

Взрыв трейлера в одной из сцен был выполнен с первой попытки Департаментом спецэффектов во главе с супервайзером Нилом Корбоулдом. Он известен своей работой в фильмах «Гладиатор», «Спасти рядового Райана», «Изгой один. Звездные войны». Команда Нила заложила 28 зарядов, которые обеспечили вспышки огня и дождь из осколков. Однако падение башни — это элемент компьютерной графики, за которую отвечала компания Digital Domain.

Взрыв башни
Взрыв трейлера выполнен департаментом спецэффектов, а падение башни — это компьютерная графика. Источник: www.fxguide.com

Создатели фильма применяли специальные техники, чтобы показать разницу между ярким виртуальным миром и серой действительностью. При переходе действия из ОАЗИСа в реальный мир Спилберг и Януш Камински — оператор-постановщик — переключались с компьютерной анимации на изображение, снятое на 35-миллиметровую пленку. Помимо этого они «приглушали» цветовую палитру реального мира, чтобы дополнительно подчеркнуть контраст между ним и ОАЗИСом.

Яркий мир виртуального ОАЗИСа
Яркий виртуальный мир ОАЗИС создавался специально ярким
Серый, скучный реальный мир
Кадры реального мира дополнительно обрабатывались и делались тускнее, чем на самом деле

Интересные факты

  • Фильм основан на одноименной книге Эрнеста Клайна — американского гика и страстного поклонника технологий и поп-культуры. В 2010 году он разослал копию рукописи известным издательствам, и за право публикации развернулась серьезная битва. В итоге исход схватки был решен на аукционе — победа досталась престижному издательству Crown Publishing Group. В тот же день студия Warner купила права на экранизацию романа, хотя до его публикации оставался целый год. Это был рискованный шаг, однако компания не прогадала — книга быстро ворвалась в списки бестселлеров, а создатели систем виртуальной реальности внесли роман в список обязательного чтения для своих разработчиков. 
  • В 2019 году Facebook анонсировала Horizon — огромный игровой мир виртуальной реальности. Создатели сравнили его с ОАЗИСом — основным местом взаимодействия пользователей фильма «Первому игроку приготовиться». Предполагается, что игроки смогут создавать аватары и перемещаться между виртуальными локациями через порталы Telepod, просматривать фильмы и другой медиаконтент, играть в многопользовательские игры с друзьями. Проект пока находится в разработке, но уже можно подать заявку на участие в бета-тестировании
  • В 2020 году студия Warner начала работу над продолжением фильма. В сиквеле будет рассказано о новой технологии ONI, которая усиливает опыт пребывания в ОАЗИСе, но может привести к повреждению головного мозга. 

Заключение

Технологии из фильма не так далеки от реальности, как это может показаться на первый взгляд. Теперь нам необязательно пользоваться компьютером и смартфоном для попадания в виртуальный мир, как это было раньше — достаточно надеть шлем Oculus Quest 2. Костюм Teslasuit позволяет прикасаться к виртуальным объектам и определять их температуру, а благодаря беговой дорожке Omni One игроки видят пространство на 360 градусов. Apple уже зарегистрировала патент на очки, похожие на те, что Уэйд использует в фильме. Таким образом, обзор VR оборудования показывает, что виртуальная реальность в жизни человека уже начинает применяться.

Поделиться в telegram
Поделиться в facebook
Поделиться в vk

Рекомендуем почитать

Еще почитать по теме

4 Comments

  1. Крутой подход к представлению новых технологических достижений, очень интересная статья

    • Спасибо вам!

  2. Автор статьи в качестве примера очков Oculus Quest 2 ставит предыдущую модель Oculus Quest 🤦‍♀️

    • Анна, здравствуйте!
      Проверили информацию в статье — действительно очки на фото предыдущей модели. Спасибо вам за комментарий.😌

      Поправили статью.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *