5 вопросов к метавселенным: дискуссия на конференции Synopsis IV Skip to content
5 вопросов к метавселенным Обложка

5 вопросов к метавселенным с конференции Synopsis IV

В январе 2022 года проходила онлайн-конференция на тему развития цифровой экономики Synopsis IV. В ней участвовало агентство Maff Metaverse и другие представители блокчейн-индустрии. 

Часть конференции была посвящена теме метавселенной и ответам на те вопросы, которые она вызывает. В материале подготовили сокращенные и отредактированные ответы экспертов на эти вопросы. 

Видео-версия для тех, кому удобнее смотреть

Полная версия выступления и панельной дискуссии с участием Maff Metaverse на 4-м дне Synopsis IV

Что такое метавселенная

Это новый этап развития интернета. При этом, метавселенная будет одна, как и интернет. А проекты, которые сейчас так называют — Decentraland, Roblox, The Sandbox — это составные части, которые в будущем сформируют одну общую метавселенную. А чтобы лучше понять, как она будет устроена, можно уже сейчас их попробовать.

CEO агентства Maff Metaverse Алексей Помыканов выделил 2 вида взаимодействий в таких проектах:

  1. социальный — взаимодействе, которое переходит из соцсетей в метавселенные: обсуждение, комментирование, участие в мероприятиях, проведение форумов, создание местных тусовок. В перспективе, такой контакт с человеком будет более насыщен, чем переписка в мессенджере или созвон в zoom;
  2. игровой — погружение в игровой мир, где отсутствуют границы. Он будет единственным и общим, где одна игра перетекает в другую, где можно иметь общие игровые предметы и общий рейтинг.

Из этих двух видов активностей и состоит метавселенная. Например, в ней появляются новые формы взаимодействия на стыке социального и игрового опыта: виртуальные концерты, перфомансы и развлекательные мероприятия нового формата. Мир метавселенной будет наполнен такими активностями и ради них люди будут в нее приходить.

Зачем брендам нужны метавселенные

BizDev агентства Maff Metaverse Аяна Архипецкая рассказала о том, зачем брендам нужны метавселеннные. По мнению Аяны, фокус внимания аудитории все сильнее смещается с реального мира в цифровой. Например, рабочие планерки все чаще проводят в Zoom и Google Meet, чем в переговорной офиса. А общение с друзьями все чаще происходит через соцсети, а не вживую. 

Схема перехода физического мира в цифровой
Переход внимания из физического мира в цифровой. Источник: презентация Maff Metaverse на Synopsis IV

Все эти сервисы, от Zoom до соцсетей, объединит метавселенная — следующая стадия развития интернета. И в ней появятся аналоги практически всего, что сейчас есть в физическом мире: от образования до одежды, от бизнеса до развлечений. По словам Марка Цукерберга, это может произойти уже в ближайшие 5 лет. 

Другими словами, в метавселенной появится огромный рынок и новые возможности по взаимодействию с аудиторией. Прогрессивные бренды это видят и уже предлагают пользователям новые способы взаимодействия в метавселенных. 

Аяна Архипецкая привела несколько примеров взимодействий брендов и метавселенных:

  • Фестиваль по теннису Australian Open 2022 сделал цифровую версию мероприятия в метавселенной Decentraland;
  • Модный дом Gucci построил в метавселенной Roblox копию своей выставки и выпустил цифровые аналоги своей продукции;
  • Coca-Cola построила арт-объект в Decentraland и устроила там шоу с диджеями и розыгрышем своих NFT;
  • Netflix запустил квест в Roblox по мотивам сериала «Очень странные дела»;
  • Бренд мягких игрушек Squishmallows открыл свой магазин в Roblox, который за 3 дня посетили 250 тыс. человек;
  • Samsung открыла свой магазин в Decentraland;
  • Компания Miller Lite открыла бар в Decentraland.

Но пока что это разовые примеры, из которых невозможно составить общую статистику по интеграции брендов в метавселенные. 

Рекомендуем материал

Для тех, кто хочет узнать о том как звезды шоу-бизнеса начинают работать с метавселенными. В статье рассказываем про 5 самых крупных виртуальных концертов.

По мнению Аяны Архипецкой, бренды очень аккуартно заходят в метавселенные, потому что для них это новая сфера, в которой пока что недостаточно четких показателей. Например, сложно ответить, сколько взаимодействий и какую аудиторию получит бренд, сколько денег компания вернет с одного вложенного доллара.

Аудитория метавселенных в начале 2022 года небольшая. Поэтому успешность большинства кейсов строится не на количестве вложенных денег, а на оригинальности идеи и медиа-поддержке. Если о проекте пишут, то он соберет свою аудиторию в метавселенной.

Как инвестировать в метавселенные

Глобально для пользователя есть 2 способа инвестировать в метавселенные: 

  1. Покупка земли в метавселенной. В популярных проектах, таких как Decentraland, земля стоит от $15 тыс., но есть новые проекты, земли в которых стоят дешевле.
  2. Покупка токенов новых проектов, похожих на метавселенные или с ними связанных. 

Алексей Помыканов рассказал о том, как монетизировать купленную в метавселенной землю на примере агентства Maff Metaverse. Компания взяла в управление участок в Decentraland размером 48 парселей (1,23 гектара) за $960 тыс. Maff Metaverse рассматривает этот шаг как длительный инвестиционный проект, в котором существует 20-30 способов монетизации. 

Алексей перечислил некоторые способы монетизации земли:

  • сдача земли в аренду; 
  • строительство собственных объектов;
  • создание комьюнити креаторов — агентство дает креаторам возможность создавать объекты без необходимости покупать землю;
  • размещение рекламы на объектах — например, в Decentraland есть целые сети рекламных объектов;
  • коллаборации с другими объектами — например, популярные игровые объекты привлекают трафик. Люди приходят туда и обращают внимание на другие объекты на соседних с ним участках;
  • участие в управлении метавселенной при помощи DAO — многие виртуальные миры управляются таким образом. И чем большими ресурсами владеет человек или компания, тем больше он может проголосовать за полезные для себя инициативы. Например, агентство Maff Metaverse провело хакатон в Decentraland. Заявку на его проведение рассматривала DAO метавселенной и комьюнити решило поддержать проведение такого хакатона.
Рекламный щит NFT Plazas в Decentraland
Пример использования земли в Decentraland для размещения на ней рекламы

А об инвестировании в метавселенные со стороны институциональных инвесторов и венчурных фондов рассказал сооснователь и CEO EverX Labs (ранее TON Labs) Александр Филатов. По его мнению, в 2022 году фондам интересны инфраструктурные проекты для метавселенных. 

Например, interoperability-протоколы, то есть объединяющие протоколы — как https в обычном интернете. При помощи них метавселенные смогут взаимодействовать друг с другом. Такие протоколы похожи на мосты между блокчейнами. 

Также фондам интересны DAO, которые будут стандартизировать эти протоколы. Важно, чтобы такие организации делали код протоколов открытым для всех, чтобы повысить взаимодействие разных метавселенных.

Рекомендуем материал

Для тех, кто хочет узнать, какие технологии объединяют разные блокчейны. В материале рассказываем, что такое кроссчейн-мосты и как они работают. 

Инвестиции в сами метавселенные также актуальны. Уже существуют проекты с большой капитализацией, такие как Decentraland и The Sandbox. По мнению Александра Филатова, по ним уже есть достаточное количество аналитики, чтобы венчурные фонды могли принимать решение об инвестировании.

Нужны ли метавселенным блокчейн, NFT и криптовалюты

Блокчейн- технологии дают возможность что-то запрограммировать, создать смарт-контракты, заложить какую-либо логику в метавселенные. Например, логику автоматических начислений наград, логику обмена виртуальных предметов, логику работы NFT. 

У каждой из этих технологий есть свои задачи в метавселенной:

  • блокчейн — протокол, который обеспечивает работу криптовалют и NFT;
  • NFT дает возможность покупать и продать игровые скины и аватары, а также использовать их в разных играх;
  • криптовалюта позволяет использовать более современную цифровую форму финансового взаимодействия.

Александр Филатов считает, что в метавселенной будут не только криптовалюты, но и обычные фиатные деньги. А криптовалюта и NFT будут использоваться только там, где они будут добавлять ценность — делать то, что невозможно с обычными деньгами. Например, автоматизировать или запрограммировать какие-либо процессы. 

А по мнению сооснователя и CEO проектов Colibri Group и Coindar.org Максима Сухоносика, метавселенным не нужны блокчейн, NFT и криптовалюты. Еще с 2000-х годов существуют онлайн-игры, такие как Entropia Universe, EVE Online, Second Life и другие. В них уже работает своя виртуальная экономика: люди могут тратить в игре реальные деньги и выводить их из игры. Они могут инвестировать в земли, зарабатывать на аренде и торговать. Все это работает уже более 10-ти лет без блокчейн-технологий. 

Этические вопросы к метавселенным

Об этических вопросах метавселенной рассказала Оксана Тюпа — чартерный президент благотворительного фонда Rotary Club Kyiv International. Метавселенные обещают дать пользователям новый опыт при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности. Именно с этими технологиями связаны этические вопросы. 

VR-режим метавселенной Somnium Space
Например, метавселенная Somnium Space делает большой упор на исследование мира именно в VR-очках. Источник: somniumspace.com

Фонд Rotary Club уже работал с AR-технологиями для обучения детей. И тогда он получил множество опасений от родителей и врачей. Они предупреждали, что технологии дополненной и виртуальной реальности могут негативно влиять на детскую психику. 

Подростки хуже приспособлены к таким технологиям, потому что они еще не чувствуют границ реального мира. По мнению врачей, нахождение в VR более 15-ти минут наносит ущерб психике ребенка. Но Оксана Тюпа подчеркнула, что никаких исследований на эту тему нет и это лишь мнения врачей и родителей.

Поскольку такие мнения существуют, благотворительные фонды и некоторые бренды относятся к метавселенным осторожно. Психическое здоровье детей, физическое здоровье глаз детей — это все большие этические риски для компаний. Ситуацию осложняет то, что каких-то медицинских ограничений для детей и подростков пока не существует. Отсюда получается настороженное отношение брендов и благотворителей к метавселенным.

Но фонд Rotary Club настроен к метавселенным и технологиям VR/AR оптимистично. Оксана Тюпа сравнивает их с тротилом: им можно как взрывать тоннели в скалах и пускать по ним поезда, так и взрывать дома. То есть метавселенные и технологии VR/AR можно использовать как во благо, так и во вред. И задача фонда — использовать их во благо: в образовательных целях, для привлечения новых людей в благотворительность и для вовлечения в развивающие социальные активности.

Заключение

Во время конференции Synopsis IV эксперты обсудили 5 вопросов, связанных с метавселенными:

  1. Что такое метавселенная? Это новый этап развития интернета. Люди занимаются в ней социальными и игровыми взаимодействиями.
  2. Зачем брендам метавселеннные? Бренды видят, что фокус внимания аудитории все больше уходит из физического мира в цифровой. А метавселенная — часть этого цифрового мира, новый рынок со своей аудиторией.
  3. Как инвестировать в метавселенные? Пользователи могут покупать землю или токены проектов. А венчурные фонды инвестируют в инфраструктурные проекты и протоколы, которые будут объединять существующие проекты.
  4. Нужны ли метавселенным блокчейн, NFT, криптовалюты? Они нужны только для тех задач, которые нельзя заменить обычными деньгами. Например, когда нужно запрограммировать или автоматизировать процессы. В будущем в метавселенных будут и криптовалюты, и обычные деньги.
  5. Этические вопросы метавселенной. Виртуальные миры делают ставку на технологии VR/AR. Пока что нет исследований влияния этих технологий на психику подростков и здоровье их глаз. Поэтому у врачей и родителей появляются опасения. Эти опасения бренды рассматривают как этические риски.
Баннер Maff Metaverse

Редактор:
Андрей Лапушкин

Обложка и иллюстрации:
Юлия Чистякова

Рекомендуем почитать

Еще почитать по теме

Комментариев пока нет, добавьте свой отзыв ниже.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.