Содержание
В январе 2022 года проходила онлайн-конференция на тему развития цифровой экономики Synopsis IV. В ней участвовало metaverse-агентство Maff и другие представители блокчейн-индустрии.
Часть конференции была посвящена теме метавселенной и ответам на те вопросы, которые она вызывает. В материале подготовили сокращенные и отредактированные ответы экспертов на эти вопросы.
Это новый этап развития интернета. При этом, метавселенная будет одна, как и интернет. А проекты, которые сейчас так называют — Decentraland, Roblox, The Sandbox — это составные части, которые в будущем сформируют одну общую метавселенную. А чтобы лучше понять, как она будет устроена, можно уже сейчас их попробовать.
CEO metaverse-агентства Maff Алексей Помыканов выделил 2 вида взаимодействий в таких проектах:
Из этих двух видов активностей и состоит метавселенная. Например, в ней появляются новые формы взаимодействия на стыке социального и игрового опыта: виртуальные концерты, перфомансы и развлекательные мероприятия нового формата. Мир метавселенной будет наполнен такими активностями и ради них люди будут в нее приходить.
BizDev metaverse-агентства Maff Аяна Архипецкая рассказала о том, зачем брендам нужны метавселеннные. По мнению Аяны, фокус внимания аудитории все сильнее смещается с реального мира в цифровой. Например, рабочие планерки все чаще проводят в Zoom и Google Meet, чем в переговорной офиса. А общение с друзьями все чаще происходит через соцсети, а не вживую.
Все эти сервисы, от Zoom до соцсетей, объединит метавселенная — следующая стадия развития интернета. И в ней появятся аналоги практически всего, что сейчас есть в физическом мире: от образования до одежды, от бизнеса до развлечений. По словам Марка Цукерберга, это может произойти уже в ближайшие 5 лет.
Другими словами, в метавселенной появится огромный рынок и новые возможности по взаимодействию с аудиторией. Прогрессивные бренды это видят и уже предлагают пользователям новые способы взаимодействия в метавселенных.
Аяна Архипецкая привела несколько примеров взимодействий брендов и метавселенных:
Но пока что это разовые примеры, из которых невозможно составить общую статистику по интеграции брендов в метавселенные.
Рекомендуем материал
Для тех, кто хочет узнать о том как звезды шоу-бизнеса начинают работать с метавселенными. В статье рассказываем про 5 самых крупных виртуальных концертов.
По мнению Аяны Архипецкой, бренды очень аккуартно заходят в метавселенные, потому что для них это новая сфера, в которой пока что недостаточно четких показателей. Например, сложно ответить, сколько взаимодействий и какую аудиторию получит бренд, сколько денег компания вернет с одного вложенного доллара.
Аудитория метавселенных в начале 2022 года небольшая. Поэтому успешность большинства кейсов строится не на количестве вложенных денег, а на оригинальности идеи и медиа-поддержке. Если о проекте пишут, то он соберет свою аудиторию в метавселенной.
Глобально для пользователя есть 2 способа инвестировать в метавселенные:
Алексей Помыканов рассказал о том, как монетизировать купленную в метавселенной землю на примере агентства Maff. Компания взяла в управление участок в Decentraland размером 48 парселей (1,23 гектара) за $960 тыс. Maff рассматривает этот шаг как длительный инвестиционный проект, в котором существует 20-30 способов монетизации.
Алексей перечислил некоторые способы монетизации земли:
А об инвестировании в метавселенные со стороны институциональных инвесторов и венчурных фондов рассказал сооснователь и CEO EverX Labs (ранее TON Labs) Александр Филатов. По его мнению, в 2022 году фондам интересны инфраструктурные проекты для метавселенных.
Например, interoperability-протоколы, то есть объединяющие протоколы — как https в обычном интернете. При помощи них метавселенные смогут взаимодействовать друг с другом. Такие протоколы похожи на мосты между блокчейнами.
Также фондам интересны DAO, которые будут стандартизировать эти протоколы. Важно, чтобы такие организации делали код протоколов открытым для всех, чтобы повысить взаимодействие разных метавселенных.
Рекомендуем материал
Для тех, кто хочет узнать, какие технологии объединяют разные блокчейны. В материале рассказываем, что такое кроссчейн-мосты и как они работают.
Инвестиции в сами метавселенные также актуальны. Уже существуют проекты с большой капитализацией, такие как Decentraland и The Sandbox. По мнению Александра Филатова, по ним уже есть достаточное количество аналитики, чтобы венчурные фонды могли принимать решение об инвестировании.
Блокчейн- технологии дают возможность что-то запрограммировать, создать смарт-контракты, заложить какую-либо логику в метавселенные. Например, логику автоматических начислений наград, логику обмена виртуальных предметов, логику работы NFT.
У каждой из этих технологий есть свои задачи в метавселенной:
Александр Филатов считает, что в метавселенной будут не только криптовалюты, но и обычные фиатные деньги. А криптовалюта и NFT будут использоваться только там, где они будут добавлять ценность — делать то, что невозможно с обычными деньгами. Например, автоматизировать или запрограммировать какие-либо процессы.
А по мнению сооснователя и CEO проектов Colibri Group и Coindar.org Максима Сухоносика, метавселенным не нужны блокчейн, NFT и криптовалюты. Еще с 2000-х годов существуют онлайн-игры, такие как Entropia Universe, EVE Online, Second Life и другие. В них уже работает своя виртуальная экономика: люди могут тратить в игре реальные деньги и выводить их из игры. Они могут инвестировать в земли, зарабатывать на аренде и торговать. Все это работает уже более 10-ти лет без блокчейн-технологий.
Об этических вопросах метавселенной рассказала Оксана Тюпа — чартерный президент благотворительного фонда Rotary Club Kyiv International. Метавселенные обещают дать пользователям новый опыт при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности. Именно с этими технологиями связаны этические вопросы.
Фонд Rotary Club уже работал с AR-технологиями для обучения детей. И тогда он получил множество опасений от родителей и врачей. Они предупреждали, что технологии дополненной и виртуальной реальности могут негативно влиять на детскую психику.
Подростки хуже приспособлены к таким технологиям, потому что они еще не чувствуют границ реального мира. По мнению врачей, нахождение в VR более 15-ти минут наносит ущерб психике ребенка. Но Оксана Тюпа подчеркнула, что никаких исследований на эту тему нет и это лишь мнения врачей и родителей.
Поскольку такие мнения существуют, благотворительные фонды и некоторые бренды относятся к метавселенным осторожно. Психическое здоровье детей, физическое здоровье глаз детей — это все большие этические риски для компаний. Ситуацию осложняет то, что каких-то медицинских ограничений для детей и подростков пока не существует. Отсюда получается настороженное отношение брендов и благотворителей к метавселенным.
Но фонд Rotary Club настроен к метавселенным и технологиям VR/AR оптимистично. Оксана Тюпа сравнивает их с тротилом: им можно как взрывать тоннели в скалах и пускать по ним поезда, так и взрывать дома. То есть метавселенные и технологии VR/AR можно использовать как во благо, так и во вред. И задача фонда — использовать их во благо: в образовательных целях, для привлечения новых людей в благотворительность и для вовлечения в развивающие социальные активности.
Во время конференции Synopsis IV эксперты обсудили 5 вопросов, связанных с метавселенными:
Редактор:
Андрей Лапушкин
Обложка и иллюстрации:
Юлия Чистякова
Данный сайт использует cookies.