[Интервью с Ольгой Дворецкой] Что такое цифровое искусство Skip to content
Интервью "Что такое цифровое искусство" Обложка

Что такое цифровое искусство и как на нем заработать

Какая связь между блокчейн и искусством? Кто покупает картины арт-группы Obvious на аукционе за $425 000? Кому нужны картины, написанные искусственным интеллектом? Как на этом заработать? В этом интервью мы обсудили с Ольгой Дворецкой, что такое цифровое искусство и где можно с ним познакомиться.

Ольга Дворецкая

Отвечала на вопросы:

Ольга Дворецкая — основатель ярмарки ультрасовременного цифрового искусства и дизайна Disartive. Выпускница РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности международный арт-менеджмент.

Алексей Помыканов

Проводил интервью:

Алексей Помыканов — основатель Maff, онлайн-издания про прорывные технологии.

Видео-интервью для тех, кому нравится смотреть

— Как обычно ты рассказываешь о себе?

— Вообще, я изначально специалист по коммуникациям — занималась пиаром и развитием стратегий бренда и брендингом компаний, делала ивенты. А искусство всегда любила. И у меня тот приятный случай, когда получилось совместить и работу, и любовь.

Началось все с того, что я делала заказ по конференции и, когда увидела, что у меня в Facebook куча людей занимается криптовалютами, решила сделать конференцию сама. Это был 2017 год. Когда я до мероприятия увидела участников — в основном, активных, молодых мужчин, то поняла что нужно делать вечеринку. Но просто вечеринку делать было неинтересно, поэтому я решила сделать арт-аукцион. Они сразу стали дико популярными и на меня до конца 2017 года сыпались заказы.

В 2018 году началась совсем другая жизнь. И у меня был выбор между двумя направлениями: либо уходить в пиар ICO, либо в пиар искусства. Я стала известна как специалист, который развивает рынок искусства и технологий. У ICO проектов появлялись арт-проекты, VR-проекты, искусственный интеллект. И все они приходили ко мне. Кому-то была нужна помощь в продаже, кому-то — в исследованиях. В общем, получилось все попробовать и все посмотреть. В результате, я поняла, что моя, скажем так, миссия — показывать людям, что такое digital art. Я хотела сама сделать фестиваль, ярмарку и разобраться, как это работает на международном уровне. Нашла себе партнера — это мой давний друг Евгений Добровольский. Мы объявили о сотрудничестве и начали готовить план фестиваля. С тех пор я продюсер и создатель ярмарки цифрового искусства Disartive.

— Что относится к цифровому искусству?

— Такое искусство создано при помощи цифровых технологий. Оно необязательно должно демонстрироваться на экране, но должно быть связано с цифрой, с кодом. Есть несколько видов цифрового искусства.

Первое направление — цифровое искусство, которое создается при помощи цифровых программ, но может быть напечатано как принт на стекле, холсте или другой поверхности. И его можно повесить на стену. Это как картина, но цифровая.

Второе направление — это видео-картина. Художники используют при создании разные программы либо просто снимают видео, либо делают что-то генеративное, как это сейчас модно называть. Они берут природные ландшафты, пиксели и с ними работают. В общем, огромная техническая работа. И художники продают это вместе с плазменными панелями. У нас в России этого пока нет, но за границей так активно делают. А плазменные панели нужны, дают авторское право, эксклюзивность. В панель вставлена флешка и она либо вмонтирована, либо закрыта, либо еще с помощью какого-то девайса установлена. Такая технология гарантирует, что предмет искусства есть только у тебя и ни у кого больше его не будет. Это важно, если ты работу продаешь за $5 тыс.

Видео-картина «VOIDAGE / ПУСТОТНОСТЬ». Художник: Kirill Rave. Источник: https://zhestkov.studio/

Третье направление цифрового искусства — AR, дополненная реальность. Началось все с масок, сейчас это скульптуры. Ты наводишь QR-код и там у тебя вырастает какая-то история. Это очень развивающееся направление и мы тоже будем экспериментировать с его продажами. Например, у тебя будет личный QR-код и ты можешь установить его у себя дома. Тогда видеть предмет искусства будешь только ты и те, кому ты его покажешь. Или ты можешь сам опубликовать ее в соцсетях и тогда получишь огромный охват.

AR-скульптура Charon
AR-скульптура "Charon". Художник: Владимир Шишак. Источник: https://disartive.art/
VR Инсталляция Inter phase
VR Инсталляция "Inter phase". Художник: Polina Zinziver. Источник: https://disartive.art/

— Где можно посмотреть цифровое искусство?

— Что такое арт, искусство? Это способ самовыражения человека и его взаимодействия с социумом. Когда-то его можно было на скале нарисовать угольком. Но нужно было добыть этот уголек, сжечь древесину. Это было как digital art для того времени. Леонардо да Винчи тоже писал картины в совершенно новой для своей эпохи технике. 

На протяжении долгого времени ничего нового не появлялось. Художники как начали на холсте рисовать, так и продолжают. Некоторые изобретают что-то новое, но их особо не покупают. Просто вопрос рынка стоит очень остро. Многие художники, в том числе цифровые, долго жили за счет грантов — их никто не покупал особо. Потому что не очень понятно, зачем покупать. И в современном искусстве многие работают за счет грантов.

Если посмотреть историю искусства, то раньше заказчиками были знатные вельможи. Они хотели каким-то образом декорировать свои города, замки. Тогда на это был спрос. А сейчас другое время для экономики впечатлений. Для того, чтобы пообщаться с искусством, можно сходить в музей. И сейчас покупателем цифрового искусства являются музей. В России, это Мультимедиа Арт Музей, Пушкинский музей, ММОМА, Гараж. В мире много разных музеев для цифрового искусства. И они покупают работы современных художников. Цифровые технологии сейчас — это современно, это то, что происходит сейчас. Посмотреть digital art можно с помощью дополненной, виртуальной реальности, на плазменных панелях. Художник использует разные технологии и в нормальном музее это все можно увидеть.

Цифровое искусство также часто смотрят в интернете, оно там есть. Мы можем смотреть его при помощи специальных приложениями или напечатать его как принт. В общем, по-разному, как нам нравится. Просто оно создано в цифровом формате и имеет некую другую природу. То есть зона восприятия и контакта с этим искусством, возможности владения, коммуникации совершенно другие, нежели с физическим. Физически лампочка имеет какую-то форму и все, а цифровое искусство может быть и фильмом и инсталляцией. Оно может трансформироваться. Цифровое искусство рассчитано на разного покупателя, на разного потребителя, на разные способы коммуникации. Поэтому, его можно посмотреть не только в музее.

Физически лампочка имеет какую-то форму и все, а цифровое искусство может быть и фильмом, и инсталляцией.

— Каких цифровых художников ты можешь привести как пример?

— Во первых, хочу отметить Kirill Rave. Это молодой российский художник, выставляется на российских и зарубежных выставках. Он делает очень интересные работы как в AR, так и физические. Это его две, так скажем, фишки. Kirill Rave безумно талантлив и я его фанат, если честно. Свои работы он выкладывает в социальные сети, а показывает на выставках, как правило.

Flower of civilisatoin 01. Single Художник: Kirill Rave
«Flower of civilisatoin 01. Single». Художник: Kirill Rave. Источник: https://www.kirillrave.com/
Портрет Эдмона де Белами арт-группа Obvious
«Портрет Эдмона де Белами». Художник: арт-группа Obvious. Источник: https://obvious-art.com/

У всех на слуху арт-группа Obvious. Это французы, которые создали в свое время серию портретов на основе искусственного интеллекта. Этот интеллект проанализировал портреты XVIII, XIX веков и создал серию портретов династии Белами. И в 2018 году они продали один из портретов — «Портрет Эдмона де Белами» — на аукционе Christie’s за $425 тыс. Тогда это стало мировой сенсацией. Но для аукционного дома это был эксперимент. В Christie’s работал молодой человек, который был помешан на технологиях и занимался импрессионизмом. Он нашел сходство между тем, что делал искусственный интеллект и импрессионизмом и организовал аукцион. После этого случая, многие начали делать серию работ с искусственным интеллектом. Но Obvious все равно впереди планеты всей, потому что у них есть определенный бэкграунд в искусстве, они известны. Средняя стоимость их работ сейчас $10 тыс. Работы искусственного интеллекта других художников стоят в районе $5-6 тыс. Такие цены получаются, потому что содержать IT-разработку и обучение искусственного интеллекта дорого. Впрочем, я не могу сказать, что там очередь на покупателей. Но если вы в технологиях и хотите разбираться в искусстве, Obvious должны иметь в своей коллекции. 

Наверное, самый крутой российский художник — Максим Жестков. Он вообще ни с кем не коммуницирует, потому что его искусство — это вещь в себе. Он давно уже занимается цифровым искусством. У него как раз генеративные технологии, он снимает фильмы и делает различные предметы искусства. Но арт, насколько я понимаю, Максим особо не продает. Он продает рекламу и кастомные решения для брендов. Причем, очень успешно и дорого. Для этого у него есть сайт, социальные сети и стриминговое направление. Сейчас очень модно стримить и есть аудитория, которая смотрит, как художники что-то создают.

Арт-фильм «Computations». Художник: Максим Жестков. Источник: https://zhestkov.studio/

Один из самых интересных и популярных художников — Refik Anadol. Он турок, известный во всем мире. Делал световые инсталляции и работы с искусственным интеллектом. Сейчас он делает генеративные картины, инсталляции, видео. У него много заказчиков и он делает архитектурные, цифровые арт-объекты, когда идет проекция на какой-то дом. У Refik Anadol глобальные проекты. Турки вообще в digital art очень продвинутые.

Арт-инсталляция WDCH Dreams Художник: Refik Anadol
Арт-инсталляция «WDCH Dreams» в Лос-Анджелесе. Художник: Refik Anadol
Картина DESPERATUS. Художник: Brickspacer
«[> >_DESRPERATUS./// _]». Художник: Brickspacer.

Brickspacer— наша звезда. Это чистый граффитист. Это стрит-арт, но в цифровом формате. У них в группе 3-4 человека и они стабильно делают у себя контент, который потом вирусняком расходится. Я считаю, что у цифрового граффити огромное будущее. Возможно, как сейчас работы Banksy покупают вместе со стеной, также будут покупать и цифровое граффити.

Возможно, как сейчас работы Banksy покупают вместе со стеной, также будут покупать и цифровое граффити.

— Как цифровое искусство устроено с экономической точки зрения?

— Смотря для кого. Здесь нужно понимать, зачем ты это делаешь. Я думаю, что все начинается с фана. Обороты блокчейн-площадок для цифрового искусства растут. Они легче выходят на новые рынки и являются окном входа в блокчейн-тусовку для обычных людей. В них сейчас стоит очередь для инвестирования. Экономика впечатлений растет, это дополнительный доход для дизайнеров, которых много. И они со временем будут переходить с социальных сетей на эти блокчейн-площадки.

Деньги, конечно, есть и в играх. У них много экономических моделей. И встроенные покупки, и free-to-play, и так далее. В арте деньги есть из разных источников: от продаж, от грантов.

Но я бы не рассматривала digital art как инвестицию. Это скорее монетизация вашей коллекции. Искусство можно использовать как определенный статус. Как мы понимаем, у людей, которые посещают известные выставки и имеют коллекции, уже есть деньги. И они покупают предметы искусства не только ради сохранения денег, но и ради того, чтобы получать от этого удовольствие. В жизни нет смысла кроме удовольствия. Это самое главное. Если вы не получаете удовольствия, то зачем это вообще делать.

Поделиться в соц сетях:

Быстрее всего информацию о метавселенных, новых проектах, NFT и новинках в блокчейн-индустрии можно найти в нашем телеграм-канале. Разборы новых метавселенных, стримы с экпертами, бесплатные курсы и многое другое.

Рекомендуем почитать

Еще почитать по теме

Комментариев пока нет, добавьте свой отзыв ниже.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *