Что такое цифровое искусство и как на нем заработать

Интервью "Что такое цифровое искусство" Обложка

Какая связь между блокчейн и искусством? Кто покупает картины арт-группы Obvious на аукционе за $425 000? Кому нужны картины, написанные искусственным интеллектом? Как на этом заработать? В этом интервью мы обсудили с Ольгой Дворецкой, что такое цифровое искусство и где можно с ним познакомиться.

Ольга Дворецкая

Отвечала на вопросы:

Ольга Дворецкая — основатель ярмарки ультрасовременного цифрового искусства и дизайна Disartive. Выпускница РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности международный арт-менеджмент.

Алексей Помыканов

Проводил интервью:

Алексей Помыканов — основатель Maff, онлайн-издания про прорывные технологии.

Видео-интервью для тех, кому нравится смотреть

— Как обычно ты рассказываешь о себе?

— Вообще, я изначально специалист по коммуникациям — занималась пиаром и развитием стратегий бренда и брендингом компаний, делала ивенты. А искусство всегда любила. И у меня тот приятный случай, когда получилось совместить и работу, и любовь.

Началось все с того, что я делала заказ по конференции и, когда увидела, что у меня в Facebook куча людей занимается криптовалютами, решила сделать конференцию сама. Это был 2017 год. Когда я до мероприятия увидела участников — в основном, активных, молодых мужчин, то поняла что нужно делать вечеринку. Но просто вечеринку делать было неинтересно, поэтому я решила сделать арт-аукцион. Они сразу стали дико популярными и на меня до конца 2017 года сыпались заказы.

В 2018 году началась совсем другая жизнь. И у меня был выбор между двумя направлениями: либо уходить в пиар ICO, либо в пиар искусства. Я стала известна как специалист, который развивает рынок искусства и технологий. У ICO проектов появлялись арт-проекты, VR-проекты, искусственный интеллект. И все они приходили ко мне. Кому-то была нужна помощь в продаже, кому-то — в исследованиях. В общем, получилось все попробовать и все посмотреть. В результате, я поняла, что моя, скажем так, миссия — показывать людям, что такое digital art. Я хотела сама сделать фестиваль, ярмарку и разобраться, как это работает на международном уровне. Нашла себе партнера — это мой давний друг Евгений Добровольский. Мы объявили о сотрудничестве и начали готовить план фестиваля. С тех пор я продюсер и создатель ярмарки цифрового искусства Disartive.

— Что относится к цифровому искусству?

— Такое искусство создано при помощи цифровых технологий. Оно необязательно должно демонстрироваться на экране, но должно быть связано с цифрой, с кодом. Есть несколько видов цифрового искусства.

Первое направление — цифровое искусство, которое создается при помощи цифровых программ, но может быть напечатано как принт на стекле, холсте или другой поверхности. И его можно повесить на стену. Это как картина, но цифровая.

Второе направление — это видео-картина. Художники используют при создании разные программы либо просто снимают видео, либо делают что-то генеративное, как это сейчас модно называть. Они берут природные ландшафты, пиксели и с ними работают. В общем, огромная техническая работа. И художники продают это вместе с плазменными панелями. У нас в России этого пока нет, но за границей так активно делают. А плазменные панели нужны, дают авторское право, эксклюзивность. В панель вставлена флешка и она либо вмонтирована, либо закрыта, либо еще с помощью какого-то девайса установлена. Такая технология гарантирует, что предмет искусства есть только у тебя и ни у кого больше его не будет. Это важно, если ты работу продаешь за $5 тыс.

Видео-картина «VOIDAGE / ПУСТОТНОСТЬ». Художник: Kirill Rave. Источник: https://zhestkov.studio/

Третье направление цифрового искусства — AR, дополненная реальность. Началось все с масок, сейчас это скульптуры. Ты наводишь QR-код и там у тебя вырастает какая-то история. Это очень развивающееся направление и мы тоже будем экспериментировать с его продажами. Например, у тебя будет личный QR-код и ты можешь установить его у себя дома. Тогда видеть предмет искусства будешь только ты и те, кому ты его покажешь. Или ты можешь сам опубликовать ее в соцсетях и тогда получишь огромный охват.

AR-скульптура Charon
AR-скульптура "Charon". Художник: Владимир Шишак. Источник: https://disartive.art/
VR Инсталляция Inter phase
VR Инсталляция "Inter phase". Художник: Polina Zinziver. Источник: https://disartive.art/

— Где можно посмотреть цифровое искусство?

— Что такое арт, искусство? Это способ самовыражения человека и его взаимодействия с социумом. Когда-то его можно было на скале нарисовать угольком. Но нужно было добыть этот уголек, сжечь древесину. Это было как digital art для того времени. Леонардо да Винчи тоже писал картины в совершенно новой для своей эпохи технике. 

На протяжении долгого времени ничего нового не появлялось. Художники как начали на холсте рисовать, так и продолжают. Некоторые изобретают что-то новое, но их особо не покупают. Просто вопрос рынка стоит очень остро. Многие художники, в том числе цифровые, долго жили за счет грантов — их никто не покупал особо. Потому что не очень понятно, зачем покупать. И в современном искусстве многие работают за счет грантов.

Если посмотреть историю искусства, то раньше заказчиками были знатные вельможи. Они хотели каким-то образом декорировать свои города, замки. Тогда на это был спрос. А сейчас другое время для экономики впечатлений. Для того, чтобы пообщаться с искусством, можно сходить в музей. И сейчас покупателем цифрового искусства являются музей. В России, это Мультимедиа Арт Музей, Пушкинский музей, ММОМА, Гараж. В мире много разных музеев для цифрового искусства. И они покупают работы современных художников. Цифровые технологии сейчас — это современно, это то, что происходит сейчас. Посмотреть digital art можно с помощью дополненной, виртуальной реальности, на плазменных панелях. Художник использует разные технологии и в нормальном музее это все можно увидеть.

Цифровое искусство также часто смотрят в интернете, оно там есть. Мы можем смотреть его при помощи специальных приложениями или напечатать его как принт. В общем, по-разному, как нам нравится. Просто оно создано в цифровом формате и имеет некую другую природу. То есть зона восприятия и контакта с этим искусством, возможности владения, коммуникации совершенно другие, нежели с физическим. Физически лампочка имеет какую-то форму и все, а цифровое искусство может быть и фильмом и инсталляцией. Оно может трансформироваться. Цифровое искусство рассчитано на разного покупателя, на разного потребителя, на разные способы коммуникации. Поэтому, его можно посмотреть не только в музее.

Физически лампочка имеет какую-то форму и все, а цифровое искусство может быть и фильмом, и инсталляцией.

— Каких цифровых художников ты можешь привести как пример?

— Во первых, хочу отметить Kirill Rave. Это молодой российский художник, выставляется на российских и зарубежных выставках. Он делает очень интересные работы как в AR, так и физические. Это его две, так скажем, фишки. Kirill Rave безумно талантлив и я его фанат, если честно. Свои работы он выкладывает в Instagram, а показывает на выставках, как правило.

Flower of civilisatoin 01. Single Художник: Kirill Rave
«Flower of civilisatoin 01. Single». Художник: Kirill Rave. Источник: https://www.kirillrave.com/
Портрет Эдмона де Белами арт-группа Obvious
«Портрет Эдмона де Белами». Художник: арт-группа Obvious. Источник: https://obvious-art.com/

У всех на слуху арт-группа Obvious. Это французы, которые создали в свое время серию портретов на основе искусственного интеллекта. Этот интеллект проанализировал портреты XVIII, XIX веков и создал серию портретов династии Белами. И в 2018 году они продали один из портретов — «Портрет Эдмона де Белами» — на аукционе Christie’s за $425 тыс. Тогда это стало мировой сенсацией. Но для аукционного дома это был эксперимент. В Christie’s работал молодой человек, который был помешан на технологиях и занимался импрессионизмом. Он нашел сходство между тем, что делал искусственный интеллект и импрессионизмом и организовал аукцион. После этого случая, многие начали делать серию работ с искусственным интеллектом. Но Obvious все равно впереди планеты всей, потому что у них есть определенный бэкграунд в искусстве, они известны. Средняя стоимость их работ сейчас $10 тыс. Работы искусственного интеллекта других художников стоят в районе $5-6 тыс. Такие цены получаются, потому что содержать IT-разработку и обучение искусственного интеллекта дорого. Впрочем, я не могу сказать, что там очередь на покупателей. Но если вы в технологиях и хотите разбираться в искусстве, Obvious должны иметь в своей коллекции. 

Наверное, самый крутой российский художник — Максим Жестков. Он вообще ни с кем не коммуницирует, потому что его искусство — это вещь в себе. Он давно уже занимается цифровым искусством. У него как раз генеративные технологии, он снимает фильмы и делает различные предметы искусства. Но арт, насколько я понимаю, Максим особо не продает. Он продает рекламу и кастомные решения для брендов. Причем, очень успешно и дорого. Для этого у него есть сайт, Instagtam и стриминговое направление. Сейчас очень модно стримить и есть аудитория, которая смотрит, как художники что-то создают.

Арт-фильм «Computations». Художник: Максим Жестков. Источник: https://zhestkov.studio/

Один из самых интересных и популярных художников — Refik Anadol. Он турок, известный во всем мире. Делал световые инсталляции и работы с искусственным интеллектом. Сейчас он делает генеративные картины, инсталляции, видео. У него много заказчиков и он делает архитектурные, цифровые арт-объекты, когда идет проекция на какой-то дом. У Refik Anadol глобальные проекты. Турки вообще в digital art очень продвинутые.

Арт-инсталляция WDCH Dreams Художник: Refik Anadol
Арт-инсталляция «WDCH Dreams» в Лос-Анджелесе. Художник: Refik Anadol
Картина DESPERATUS. Художник: Brickspacer
«[> >_DESRPERATUS./// _]». Художник: Brickspacer. Источник: https://www.instagram.com/brickspacer

Brickspacer — наша звезда. Это чистый граффитист. Это стрит-арт, но в цифровом формате. У них в группе 3-4 человека и они стабильно делают у себя контент, который потом вирусняком расходится. Я считаю, что у цифрового граффити огромное будущее. Возможно, как сейчас работы Banksy покупают вместе со стеной, также будут покупать и цифровое граффити.

Возможно, как сейчас работы Banksy покупают вместе со стеной, также будут покупать и цифровое граффити.

— Как цифровое искусство устроено с экономической точки зрения?

— Смотря для кого. Здесь нужно понимать, зачем ты это делаешь. Я думаю, что все начинается с фана. Обороты блокчейн-площадок для цифрового искусства растут. Они легче выходят на новые рынки и являются окном входа в блокчейн-тусовку для обычных людей. В них сейчас стоит очередь для инвестирования. Экономика впечатлений растет, это дополнительный доход для дизайнеров, которых много. И они со временем будут переходить с Instagram на эти блокчейн-площадки.

Деньги, конечно, есть и в играх. У них много экономических моделей. И встроенные покупки, и free-to-play, и так далее. В арте деньги есть из разных источников: от продаж, от грантов.

Но я бы не рассматривала digital art как инвестицию. Это скорее монетизация вашей коллекции. Искусство можно использовать как определенный статус. Как мы понимаем, у людей, которые посещают известные выставки и имеют коллекции, уже есть деньги. И они покупают предметы искусства не только ради сохранения денег, но и ради того, чтобы получать от этого удовольствие. В жизни нет смысла кроме удовольствия. Это самое главное. Если вы не получаете удовольствия, то зачем это вообще делать.

Рекомендуем почитать

Комментариев пока нет, добавьте свой отзыв ниже.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *